Наш Мюнхен

МОДЕРН В ШВАБИНГЕ

Если вы готовы вот так запросто отмотать, как в фантастическом романе, сто с лишним лет назад, сделать это у нас в Мюнхене можно очень даже легко. Достаточно взять с собою хорошую фотокамеру и отличное настроение, свойственное настоящему баварскому следопыту, и отправиться на… «Монмартр». Ну, не совсем на Монмартр (знаменитый район художников в Париже), а в Швабинг – район «искусства»,раскинувшийся к северо-западу от центра Баварской столицы. Так получилось, что сам Швабинг намного старше Мюнхена. Сначала это было скромное местечко, которое в 1782 году превратилось в цветущую деревню с «большим своенравием». Строптивые жители Швабинга жили какой-то особенной, отчасти эксцентричной жизнью и принимали у себя не всякого, кто желал у них поселиться. В XIX веке «прекрасная жизнь» в Швабинге вызвала моду на переселение сюда зажиточных Мюнхенских бюргеров. Городские власти, обеспокоенные этой сомнительной тенденцией, попробовали было включить Швабинг в состав Мюнхена, но встретили настолько дружный отпор истинных «Швабингов», что только через три года к 1890 году смогли уговорить его деревенскую главу поставить необходимую подпись в договоре о присоединении. Но, даже, войдя в состав постоянно растущего Мюнхена, Швабинг не потерял своего лица и не стал одним из многих городских районов. Как-то само собой здесь стали собираться люди искусства: художники, поэты, музыканты, танцоры, артисты и т.п. В разное время в Швабинге жили Томас Манн, Райнер Мария Рильке, Василий Кандинский и другие известные личности. Популярная в Мюнхене писательница и художница графиня Франциска фон Ревентлов остроумно называла Швабинг «Ванмохинг», что в свободном переводе на русский язык означает: «сумасшедшее местечко». Потому что здесь всегда, особенно по вечерам, шумно и весело. Кроме всего прочего, Швабинг прославили знаменитые журналы: «Симплицисимус» и «Югенд». Последний журнал выпустил издатель Георг Хирт в 1896 году и заявил о нём, как о «Иллюстрированном мюнхенском еженедельном журнале для искусства и жизни». С его лёгкой руки архитектурный стиль модерн, пришедший из Англии и Франции, в Швабинге стал называться «Югендштиль». Времена на переломе двух веков: основательного и степенно развивающегося XIX и бурного и непредсказуемого XX, встретили новый стиль модерн с восторгом и обожанием. Молодые и энергичные учёные и деятели искусства увидели в нём «некий мостик от пыльного и архаичного классицизма к новому стилю, зовущему к единению с природой». В наше время падения нравов и массовой «пластиковой» поп-культурой трудно представить тот восторг и почитание, которое вызывало новое искусство в стиле модерн. Югендштиль в Мюнхене и Германии обожали и ненавидели, ругали и превозносили. О нём спорили, с ним много и разнообразно экспериментировали. Элементы модерна касались не только архитектуры и живописи. Он проникал везде. Создавались в большом количестве ремесленные мастерские, которые производили самый широкий спектр ремесленных изделий «только в стиле модерн» – от гребешков до наборов шикарной мебели. Центральная улица Швабинга – Леопольдштрассе получила свое имя от принца Леопольда Баварского (1846-1930). Она начинается от «Ворот Победы» и проходит через весь Швабинг до шумной площади Мюнхенер Фрайхайт. Хотя многие дома в Швабинге, построенные в стиле «Югендштиль» на рубеже XIX и XX веков, пострадали во время Второй мировой войны и были в послевоенное время заменены безликими и серенькими новостройками, всё равно здесь есть на что посмотреть любознательным туристам. Поверьте, впечатлений и прекрасных фотографий вам хватит на целый альбом.
Борис Шухат