Гениальное «сумасшествие» знаменитого баварского короля Людвига II, которое воплотилось в «Лебединый замок» Нойшванштайн, превратилось в визитную карточку не только Баварии, но и всей Германии.
Недаром каждый год почти полтора миллиона туристов со всего света едут в этот «королевский» уголок, расположенный в 10 километрах от уютного Фюссена, чтобы своими глазами увидеть сказку в камне, которую когда-то придумал мечтатель в мантии из горностая – баварский король-сказочник Людвиг Виттельсбах II.
Сначала была музыка Вагнера, очаровавшая юного короля, потом образы, которые она возбуждала в неспокойном сознании Людвига, сложились в невероятной силы желание «построить сказочный замок» в том самом месте, где сохранились руины старого замка Швангау. По просьбе Людвига театральный художник Христиан Янк, расписавший декорации к опере Вагнера «Лоэнгрин», сделал эскиз «Лебединого» замка на склоне горы. Этот рисунок стал отправной точкой для одного из самых замечательных архитектурных сумасбродств XIX века — строительству замка Нойшванштайн. В 1868 году Людвиг II писал своему другу Вагнеру: «Я намерен заново отстроить старые крепостные руины Хохшвангау (старое название) возле ущелья Пилата в настоящем стиле старых немецких рыцарских крепостей. Это место одно из прекраснейших, что только можно найти…». Первый камень в основание замка Нойшванштайн был заложен 5 сентября 1869 года. Строительством сначала руководил придворный архитектор Эдуард Ридель, которого затем в 1872 году сменил Георг Дольман. Король лично следил за ходом работ и сам же порой замедлял их ход, постоянно меняя уже принятые ранее решения. В основном, строительство было закончено к 1884 году, после чего Людвиг II стал проводить здесь большую часть своего времени. Именно отсюда в 1886 году комиссия врачей, сопровождаемая жандармами, посланными его дядей Луитпольдом, увезла низложенного короля в его последнюю обитель – замок Берг на Штарнберге.
Нойшванштайн впечатляет как внешней статью своих высоких белых стен и башен, которые кажутся продолжением горы, так и богатой внутренней отделкой.
Самым впечатляющим зрелищем, несомненно, является тронный зал, выдержанный в стиле византийского храма. Стены зала расписаны сценами из Библии и эпизодами из жизни святых королей. На мраморном помосте в окружении 12 апостолов должен был стоять королевский трон, однако он так и не был изготовлен. Спальня короля была отделана темно-красным деревом в стиле готики и украшена сценами из «Легенды о Тристане и Изольде». Другие комнаты в личных апартаментах короля украшены резьбой по дереву и нарисованными на стенах картинами из разных легенд, послуживших основой для опер Вагнера. Последний зал – это «Зал певцов», посвященный на этот раз Парцифалю. Во всем замке можно найти немало символических лебедей, так как замок задумывался, как крепость «Лебединого рыцаря Лоэнгрина» и в тоже время, как замок «Святого грааля». После смерти короля в 1886 году все строительные работы были остановлены. А через некоторое время часть замка открыли для широкой публики. Сегодня замок является музеем. Посещение возможно только в составе группы (при этом выдаются автоматические аудиогиды на различных языках, включая русский). Единственный человек, который «проживает» в замке на данный момент и является его хранителем – это сторож. Сами же баварцы говорят, что если вы не видели Нойшванштайн, значит вы не видели Баварии.